— Главная — Полезное — 

Полезное
Суды Москвы и МО

Статьи адвокатов коллегии

Матюшин
Максим Игоревич

Принцип разделения властей в России: мифы и реальность

Адвокат Максим Матюшин участвовал в научно-практической конференции фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе на тему: «Конституционный принцип разделения властей России: мифы и реальность», 9 июня 2011 года.

Уважаемые участники конференции!

Выступать в числе последних, особенно после докладов светил российской юриспруденции, и быть при этом небанальным, непросто. Поэтому я не стану подробно освещать теоретические выкладки системы разделения властей, которую знает любой просвещенный человек. Как практикующий адвокат, я хочу остановиться на последнем оплоте демократии и краеугольном камне правового государства – судебной власти. 

С уверенностью могу сказать, что российская судебная система работает и работает не покладая рук. Согласно статистическим данным, каждый год число рассматриваемых в суде дел вырастает на порядок. Однако вынужден констатировать, что такой стремительный рост не является следствием повышения правовой культуры населения, их сознательности и решимости отстаивать свои права. Это вынужденная мера защиты граждан и юридических лиц.

К сожалению, исполнительная ветвь власти работает с плохой отдачей, зачастую не просто игнорируя интересы граждан, но и нарушая их права. Безынициативность и безнаказанность чиновников вынуждает рядовых граждан, как и бизнес корпорации, обращаться в суд как в последнюю инстанцию. Другими словами, неэффективная работа одной ветви власти заставляет другую работать с колоссальной перегрузкой

Рассматривая в день вместо 5 дел 25, ни один судья не сможет уделить должное внимание каждому делу отдельно. Вместо квалифицированного рассмотрения конкретного дела, часто сложного и запутанного, суды загружены чрезмерной работой, рассматривая большую часть условно «своих» дел, подлежавшую рассмотрению иными государственными органами.

Таким образом, любое масштабное начинание влечет за собой волну правонарушений как со стороны чиновников, так и физических и юридических лиц. Как следствие, увеличивается количество судебных процессов (это приватизация, дачная амнистия, новое строительство, увеличение ЕСН, новый налог на имущество и проч.)

В большей степени все эти процессы вызваны, во-первых, несовершенными законами, а во-вторых, их бездарным применением. В результате нашим гражданам ничего не остается, как «платить за ускорение», либо, собрав кучу отказов, идти в суд.  И судиться там годами ради получения бумажки, подтверждающей их права на 6 соток, которыми человек пользуется десятки лет. 

Естественно, что в такой ситуации граждане и организации чувствуют себя незащищенными и бесправными. Они вынуждены ненавидеть власть во всех её проявлениях, вооружатся, скрывать свои доходы, давать взятки, чинить самосуд и т.д. Тем самым наращивается нагрузка на тех, кто пытается выполнять закон. В результате жить по закону становится непросто, невыгодно, а главное опасно.

Однако самое обидное, что люди  фактически не участвуют в состязательном процессе, где есть истец и ответчик и где каждый доказывает свою позицию. А бьются с государственной машиной в лице чиновников, которой, в общем-то, все равно, реализует человек свое право или нет. Бездействие, безынициативность, безнаказанность и равнодушие чиновников парализуют любой процесс, даже судебный, ведь часто судья месяцами не может получить ответ на свой запрос

Отдельно при этом стоит упомянуть репрессивную машину – уголовный суд, работающий по факту в прежней, советской связке: следователь, прокурор, суд. Годами порочная практика круговой поруки указанных лиц следует обвинительному уклону, в котором не прокурор должен доказать вину, а гражданин свою не виновность. При том, что суд уже превратился в конвейер по визированию постановлений следователя и прокурора

В связи с чем, считаю, что в первую очередь необходимо провести реформу не только власти в общем, но и каждой ветви власти в отдельности и в первую очередь судебной. Ведь если просто увеличить численность судов и судей, что в нынешней ситуации жизненно необходимо, это ударит по бюджету и как следствие – по кошельку налогоплательщиков.

Поэтому необходимо последовательно, возможно посредством постоянных переаттестаций, сокращать аппарат неэффективных и некомпетентных чиновников, а освобождающиеся средства направлять на развитие аппарата судебной власти.

Судебной власти необходимо предоставить больше самостоятельности, усилив контроль судей, как внутрикорпоративный, так и внешний

Также, на мой взгляд, правильным является усиление роли общественных институтов, в том числе и юридических, в разработке законодательства с целью принятия реально работающих и не противоречащих друг другу законов

Я верю, что при таком подходе нам удастся провести реформу нашей системы сдержек и противовесов без революций и потрясений.


Адвокат Матюшин Максим Игоревич

Научно-практическая конференция «Конституционный принцип разделения властей России: мифы и реальность», 
Государственная Дума РФ, 9 июня 2011 года. 


Источник: http://www.srduma.ru/5_26834.htm

← Назад к списку


Видео-интервью